На главную
 
 
NEXTWEEK
персона

Кристос Пассас (Zaha Hadid Architects) и Борис Левянт (ABD architects) на Testing Future 2018.

Посмотреть видео

ИНТЕРВЬЮ

twitter in pp facebook
Печать   Комментарии
01.10.2012
Профессор Московского энергетического института В.П. Будак о задании к конкурсу "Эрмитаж в новом свете"
 
Государственный Эрмитаж и компания Philips, при содействии ProjectNEXT, проводят конкурс на лучшую концепцию наружного освещения фасада Главного штаба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Свой комментарий к конкурсному заданию мы попросили дать одного из членов жюри - известного российского ученого, профессора Московского энергетического института, Владимира Павловича Будака:

Владимир Павлович, чем для Вас интересен именно этот конкурс, организованный компанией Philips и Государственным Эрмитажем?

Для жителей России Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является знаковым местом, к которому есть особое отношение у человека, даже не побывавшего на ней. В работе над проектом важно, используя новейшие технические достижения светотехники, не разрушить этот сложившийся образ, а наоборот, его подчеркнуть, возможно, добавив что-то новое. Эрмитаж, на мой взгляд, потерял свое значение, как Императорского дворца, но приобрел смысл главного музея искусств нашей страны. Сама площадь перестала носить свой статусный характер, она становится центральным местом проведения различных общественных мероприятий, да и вообще, любимым местом прогулок, встреч, «тусовок» горожан и приезжих. Потому важно не сделать подсветку излишне официально торжественной, однако, учитывая историческую роль площади, обыденность или балаганность освещения вряд ли будут уместны.
 
Хотелось бы добавить, что аналогичные слова во многом относятся и к Невскому проекту, где была проведена работа значительная по объему, но освещение не отражает ни исторического значения проспекта, ни его сегодняшний статус. На Невском проспекте практически каждое здание – оригинальный дворец богатейших в свое время и образованнейших людей России, а все (!) здания освещены одним приемом, что делает ночной проспект хорошо освещенным, но однообразным.

В чем особенность работы над проектированием наружного освещения?

Это слишком объемный вопрос, поскольку здесь есть и художественные задачи  - сохранение исторического облика одной из главных площадей России, и не менее важные, технические - крепление светильников, подводка питания к ним, возможность обслуживания их по мере эксплуатации. С учетом огромных размеров площади, разнице использования различных ее участков сегодня, ее исторической ценности, наверное, главный принцип должен быть единство в многообразии. Мне кажется, важно в проекте заложить несколько видовых точек, с которых будет происходить наблюдение: восприятие площади, в принципе, не может быть одинаковым у человека, впервые ожидающего увидеть площадь, выходя из арки Главного Штаба Армии, и петербуржца, пришедшего покататься на роликовых коньках.
 
Важно при проектировании учитывать качественные параметры освещения, не допускать слепящего действия светильников, дискомфорт, что, учитывая размеры площади сделать непросто. Площадь находится в городе особняком, что смягчает требования по нормам, однако не устраняет необходимости взвешивать свои решения с экономической точки зрения.

Какой бы совет Вы дали участникам, приступающим к решению конкретной конкурсной задачи?

Главное, как я уже говорил: единство в многообразии. Используя преимущества компьютерного моделирования, надо сразу определить и заложить видовые точки и требования к распределению освещения с них. С учетом многообразия исторического значения Дворцовой площади я бы не побоялся точно определить свой собственный ее облик и постарался бы облечь в форму некоторого девиза проекта. Для меня лично важнее всего именно характер главного музея искусств, и я это постарался бы передать в освещении. Важно выделить акцентные объекты и места на них из каждой видовой точки. Однако, пожелаю преодолеть общую беду такого рода масштабных проектов: чтобы за вниманием  к акцентным объектам не были забыты те места площади, которые не определяют воспринимаемую картину освещения, но важны с практической точки зрения.
 
При многообразии решаемых в проекте задач критерием его правильности не могут быть цифры освещенности или яркости поверхностей зданий и площади. Здесь необходима оценка воспринимаемого образа, повторюсь, с различных видовых точек, что возможно только с использованием методов компьютерного моделирования. Причем моделирования физически адекватного, т.е. создания таких моделей и их визуализаций, которые бы соответствовали, если не визуальному восприятию, то фотографии площади с этого места. Поэтому представляется, что средством такого моделирования не могут быть программы класса DIALux. Такое проектирование возможно только с использованием программа Lightscape и ей подобным. Тем не менее и их визуализация нуждается в доработке с учетом различия яркостей адаптации на экране и в действительности, что правильнее всего провести на основе равноконтрастных цветовых систем. 
Поэтому работа большая, но очень интересная как для дизайна, так и с инженерной точки зрения.
 
Интервью - Анна Малахова, главный редактор www.projectnext.ru 

Будак Владимир Павлович
 
Професссор, доктор технических наук, профессор кафедры "Светотехника" Московского энергетического института, автор многочисленных публикаций по теории переноса излучения и светотехники.
 
 

 

Медиа-партнеры:  

 

  

 

 
   
 

  
 
  
               

                  
            
 
 
         
  
 
           
 
 
 
 
   
     
         
       


     
   
в раздел NEXT FILES

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ


Логин
Пароль

ИНТЕРВЬЮ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 projectnext на VK
 projectnext на facebook
 projectnext на instagram